Главная | Наследовательное право | Институции гая о завещании

Институции Гая 1 страница

Точная дата рождения и смерти Гая, как и его полное имя, остались неизвестными. Все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным ius gentium Таким образом, и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям. Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов магистратов и из ответов правоведов.

Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постановили. Вот поэтому-то патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензия, которым было определено, что постановления плебейских собраний были обязательны для всего народа. Эдикты суть постановления и предписания тех лиц, которые имеют право их издавать.

Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа: Ответы правоведов — это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам объектам , или к искам.

Прежде всего рассмотрим значение лиц.

Скачивание файла

Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди — или свободные, или рабы. Далее, из свободных людей одни — свободнорожденные, другие — вольноотпущенные. Свободнорожденные суть те, которые родились свободными; вольноотпущенные — это те, которые отпущены на волю из законного рабства. Лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: В случае, если одного из этих условий недостает, то он будет латином. Итак, вещи, которые отчуждаются посредством передачи, хотя и принадлежат к разряду res mancipi, но все-таки не приобретаются ни в силу манципации, ни посредством мнимой виндикации, ни на основании давности, считаются только бонитарной собственностью приобретателя.

Не всякий желающий может отпускать раба на волю. Отпущение раба на волю во вред кредиторам или патрону не имеет значения. Следует другое деление в праве лиц. Именно одни лица самовластны, другие подчинены чужому праву. Из подвластных одни находятся под властью отца, другие — под властью мужа, третьи — в неограниченной власти mancipio от другого.

Сперва разберем тех, которые находятся под властью другого. Итак, под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами — есть институт общенародного права: Но в настоящее время никому из подданных римского народа не дозволяется чрезмерно жестоко поступать со своими рабами без законной причины.

Именно по постановлению императора Антониана тот, кто без причины убьет своего раба, подвергается не меньшей ответственности, чем тот, кто убил чужого раба. Равным образом под нашей властью состоят наши дети, рожденные в законном браке: Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках или даже латинках и иностранках, с которыми существовало ius connubii 5 Ius connubii — это право вступления в римский брак со всеми его юридическими последствиями.

Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключить настоящего брака. От рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб и, наоборот, от свободной и раба рождается свободный ребенок. По естественным требованиям и соображениям решено, что если рабыня забеременеет от римского гражданина, а затем, отпущенная на волю, родит, то ребенок рождается свободным, так как зачатые незаконно приобретают состояние с того времени, когда рождаются Но законно зачатые приобретают состояние с момента зачатия.

Обнаружено использование расширения AdBlock.

Однако же не только родные дети, согласно тому, что мы сказали, состоят во власти нашей, но и те, которых мы усыновляем. Акт же усыновления совершается двумя способами: Женщины же ни в коем случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам.

Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины. Итак, некогда этот переход под власть мужа совершался тремя способами: Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась непрерывно супругой: Остается сказать о том, какие лица могут находиться в неограниченной власти, кабале mancipio , другого.

Итак, все свободные лица мужского или женского пола, находящиеся под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем же самым способом, которым можно манципировать рабов. Манципация состоит, как мы выше сказали, в мнимой воображаемой продаже. Эта форма приобретения права собственности ins proprium свойственна римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее пяти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так: Затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь посредством манципации.

Этим способом манципируются рабы и лица свободные, а также животные, которые причисляются к res mancipi, как, например, быки, лошади, мулы, ослы; тем же самым способом обыкновенно манципируются земельные участки как сельские, так и городские Манципация поземельных участков отличается от манципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляющиеся к разряду res mancipi, могут быть манципированы, только будучи налицо, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает покупатель , касался собственноручно того самого предмета, который ему передается; потому-то и акт этот называется mancipatio, так как вещь берется рукой: Рассмотрим теперь, каким способом подвластные освобождаются от этой власти.

Те, которые состоят под властью отца, делаются самовластными по его смерти. Но это допускает различие: Поэтому, если восходящий попал в плен к неприятелю, то хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми приостанавливается в силу ius postliminii, по которому возвратившиеся на родину из плена приобретают прежние права. Кроме того, дети перестают быть во власти восходящих вследствие эманципации освобождения из-под отцовской власти.

Но сын — только после троекратной эманципации, прочие же дети мужского или женского пола освобождаются из-под отеческой власти после однократной эманципации. Точно так же через мнимую продажу в кабалу in manu женщины выходят из-под власти мужа и, если они из этой манципации будут отпущены на волю, то делаются самовластными Так как те, которые манципированы, считаются как бы рабами, то они делаются самовластными после отпущения на волю посредством суда, ценза, завещания. Перейдем теперь к третьему разделению лиц. Именно из тех лиц, которые не находятся ни в родительской, ни в супружеской власти, ни в кабальной, некоторые состоят или под опекой, или под попечительством.

Итак, родителям восходящим позволено назначать по завещанию опекунов детям, которых они имеют в своей влacти: Ибо древние римляне желали, чтобы женщины вследствие присущего им легкомыслия находились под надзором, хотя бы они достигли полноты возраста. Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по Закону XII таблиц опекунами служат агнаты, которые называются законными.

Агнаты суть родственники, соединенные родством через лиц мужского пола, то есть как бы когнаты со стороны отца Но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не суть агнаты, а находятся между собой в другой родственной связи, основывающейся на естественном праве.

Удивительно, но факт! Распоряжения о выдаче части имущества какому-либо лицу давались и без составления завещания например лицам, которые формально не могли быть наследниками по завещанию — перегринам, женщинам и т. Эти случаи21, а также все те, при которых свой наследник является рожденным после смерти отца, не относятся к Веллееву закону.

Право агнатства уничтожается переменой или умалением правоспособности; право же когнатства таким образом не изменяется, ибо гражданский закон может уничтожить гражданские права, естественных же уничтожить не может. В предыдущей книге мы говорили о личных правах; теперь рассмотрим вещи, которые состоят или в нашей собственности, или вне нашего имущества. То, что принадлежит государству или общинам, не составляет, по-видимому, ничьей частной собственности, так как государственные имущества принадлежат всему обществу граждан.

Частные же имущества — это те, которые принадлежат отдельным лицам.

институции гая о завещании реальности, похоже

Кроме того, существует деление вещей на два разряда: К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее, строения на италийской земле Точно так же почти все то, что относится к разряду бестелесных вещей, причисляется к res nec mancipi за исключением сельских сервитутов, которые, как известно, считаются res mancipi, хотя принадлежат к числу вещей бестелесных. Велика, однако же, разница между вещами mancipi и nec mancipi.

А именно res nec mancipi переходят в собственность другого лица вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу. Res mancipi — это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, называемая in iure cessio. В большинстве случаев, однако, и почти всегда мы прибегаем в манципированной форме, для которой всегда легко найти между друзьями свидетелей: Поземельные участки, находящиеся в провинциях, не только не считаются собственностью владельцев, но там даже нет никакой свободной общины.

Следует нам заметить, что у иностранцев есть только один вид собственности, а именно — каждый будет или собственником, или таковым не считается; таким же правом пользовался когда-то и римский народ или каждый был собственником по квиритскому праву, или таковым не считался. Но впоследствии принято такое деление собственности, что один мог быть собственником по квиритскому праву, а другой — простым обладателем in bonis habere. Если вещи, принадлежащей к res mancipi, я ни манципирую, ни уступаю тебе перед судящим претором и только передаю ее тебе, то ты будешь вещью просто обладать, а я буду ее квиритским собственником до тех пор, пока ты не приобретешь собственности на основании давностного владения, ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей полной собственностью, не только бонитарной in bonis esse , но и по праву квиритов ex iure Quiritium , как если бы она была передана другому лицу манципацией или in iure cessio.

Впрочем, мы можем приобрести давностью вещи, переданные нам не их собственником, все равно, будут ли это вещи, принадлежащие к числу mancipi или nec mancipi, если только мы получили таковые в доброй вере, полагая, что тот, кто передавал, имел право на отчуждение вещи.

конечно, институции гая о завещании всегда задумывался

Это, по-видимому, введено для того, чтобы отношения собственности не оставались слишком долгое время неопределенными, так как для собственника достаточен срок приобретательной давности для того, чтобы он успел защитить свое право. Также владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение остается без владельца, или вследствие беспечности хозяина, или потому, что хозяин умер, не оставив наследника, или потому, что хозяин отсутствовал в течение долгого времени.

Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности; и хотя лицо, которое приобрело бесхозяйное имение, узнает, что оно чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью Иногда случается, что собственник вещи не может отчуждать ее и, наоборот, несобственник имеет власть отчуждать вещь. В самом деле, по Юлиевому закону запрещается мужу отчуждать приданое, недвижимое имущество против воли жены, хотя это имущество составляет его собственность Итак, из того, что нами сказано, явствует, что одни предметы мы получаем в собственность по естественному праву, например предметы, отчуждаемые посредством простой передачи, другие — по гражданскому праву манципация, in iure cessionis, узукапия — все это способы приобретения, свойственные праву римских граждан.

И не только то, что делается нашей собственностью посредством передачи, принадлежит нам по естественному праву, но также и то, что мы приобретаем путем завладения, так как вещи эти были бесхозяйными, как, например, те, которые захватываются на земле дикие звери , в море рыбы или в воздухе птицы.

И если мы поймаем дикого зверя или птицу, или рыбу, то пойманное нами животное до тех пор признается нашим, пока мы держим его в нашей власти. Когда же оно уйдет из-под нашего надзора и получит опять естественную свободу, то снова делается собственностью первого завладевшего, так как оно перестало нам принадлежать По естественному праву нам принадлежит также и то, что мы захватываем у врагов. Постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-либо построил ее для себя, становится по естественному праву нашей, так как построенное на поверхности принадлежит собственнику земли.

То же самое случается и с хлебом, который кто-либо посеет на моей земле. Но если мы виндицируем от него землю или постройку и не хотим его вознаградить за истраченное на постройку, рассадник и посев, то ему предоставляется против нас возражение злого умысла, если только он был добросовестным владельцем. Теперь нам надлежит знать, что ни женщина, ни малолетний без согласия опекуна отчуждать res mancipi не может, что вещь, принадлежащую к разряду res nec mancipi, женщина может отчуждать, а малолетний — не может.

Но, с другой стороны, все вещи, как mancipi, так и neс mancipi, могут женщины и малолетние получать без разрешения опекуна, так как им предоставляется возможность без согласия опекуна улучшить свое состояние. Мы приобретаем не только сами, но также и через тех, которых мы имеем в нашей отеческой и супружеской власти или в кабале; мы приобретаем равным образом посредством тех рабов, которыми мы владеем на основании узуфрукта, и через свободных людей и чужих рабов, которыми добросовестно обладаем.

Итак, все то, что приобретают наши подвластные дети, равным образом и то, что получают в собственность наши рабы посредством манципации, передачи или на основании стипуляции или каким-либо другим способом — все это достается нам, так как находящийся в нашей власти ничего своего иметь не может Через тех, кого мы имеем во власти, приобретаем мы не только собственность, но и владение; ибо какая бы ни была вещь, владение которой они приобрели, владельцами вещи признаемся мы, следовательно, через них течет и срок давности.


Читайте также:

  • Судебная практика по разделу дома после развода
  • О завещании на сберкнижку
  • Образец доверенности на совершение сделки с недвижимостью
  • Как узнать номер своего полиса омс через интернет
  • Субъектами административного проступка могут быть