Главная | Защита прав потребителя | Бюро юридической помощи это

Государственные юридические бюро и адвокатская деятельность: общее и особенное

Основы оказания бесплатной юридической помощи 11 Окт Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социально ориентированная экономика, целью которой выступает удовлетворение потребностей человека в материальных и духовных благах, социальное развитие становятся приоритетом государственного строительства страны в ближайшей перспективе.

Гарантии социальной защиты граждан находятся в сфере этих приоритетов, что находит отражение в законодательстве, развивающем положения Основного Закона. Следует учесть, что помимо основных социальных гарантий в соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Разделы сайта

Банников, "квалифицированная юридическая помощь положительно влияет на формирование правосознания и повышение правовой культуры населения, которые в настоящее время не в полной мере отвечают потребностям рыночной экономики, всесторонней демократизации общественных процессов". При этом положения названной статьи Конституции РФ напомним, принятой еще в г.

Поэтому в целом перспективный характер данной конституционной нормы долго оставался без реализации и наконец нашел свое отражение в Федеральном законе от Большой подготовительной работе по разработке указанного нормативного акта, кроме всего прочего, способствовали ряд принципиальных обстоятельств, определяющих развитие в России демократических прав и свобод. Предварительно стоит также сказать, что значимость решения вопросов организации бесплатной юридической помощи была также воспринята на уровне ООН. В частности, в рамках проводимого Кроме того, на важность обеспечения эффективного доступа беднейших слоев населения к юридической помощи, упростив процедуры ее предоставления, обращал внимание и Комитет министров Совета Европы в Рекомендациях от Юристы, о которых говорится в Основных принципах ООН, предоставляют юридическую помощь на профессиональной основе.

Это значит, что все они, без исключения: Эти требования ООН не распространяются на лиц, которые занимаются оказанием юридической помощи: Такая деятельность не относится к профессиональной деятельности юриста по оказанию на экономической основе юридической помощи неограниченному кругу лиц.

бюро юридической помощи это закрылась

В целом обеспечение доступа к юридической помощи нашло свою реализацию в нормах Закона о БЮП. Концептуальная идея Закона заключается в создании правовых условий для формирования в Российской Федерации эффективной государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а также иным категориям граждан.

Участники системы оказания юридической помощи

Целями Закона о БЮП являются ст. Говоря о развитии законодательства в рассматриваемой сфере, стоит отметить, что право на бесплатную юридическую помощь предусматривают и ряд других законов, в частности УПК РФ от Таким образом, на сегодняшний день в законодательстве представлен достаточно широкий перечень нормативных актов, закрепляющих право на бесплатную юридическую помощь в отдельных случаях и некоторым категориям граждан.

Надо сказать, что бесплатная юридическая помощь, безусловно, предполагает организацию ее оказания с использованием государственных и частных ресурсов, что в целом нашло отражение и в нормах Закона о БЮП. Рассуждая в этом контексте, более верным представляется ее рассмотрение в качестве частно-публичной юридической помощи, которая характеризуется двойственной природой: Попутно стоит отметить, что построение системы бесплатной юридической помощи исключительно на государственной основе представляется мало эффективным, поскольку решение проблемы правовой защиты населения возможно в комплексном варианте, с привлечением всех общественных институтов.

бюро юридической помощи это указал экран

Поэтому вполне оправданно предоставление юридической помощи как на государственном, так и негосударственном уровне, в том числе на общественных началах. Собственно, подобное видение организации правозащитной деятельности нашло отражение непосредственно в законе, где наряду с государственной системой в рамках решения задач правовой помощи представлена и негосударственная система в виде юридических клиник и негосударственных центров бесплатной юридической помощи.

Участники системы оказания юридической помощи В соответствии с пунктом 1 ст. В свою очередь, участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи согласно статье 22 Закона о БЮП являются юридические клиники студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др. Возможность создания негосударственной системы помощи предусматривается с помощью финансирования некоммерческих организаций - таких, например, как Ассоциация юристов России АЮР. При этом современное представление о способах и формах оказания юридической помощи значительно расширяет традиционные рамки, и такая помощь оказывается малоимущим гражданам в общественных приемных, центрах, создаваемых при Ассоциации юристов России, правозащитными и другими общественными организациями, в приемных политических партий и т.

Опыт центральных регионов показывает активную деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи на муниципальном уровне. Так, в муниципальных образованиях Московской области бесплатную юридическую помощь оказывают: Кроме того, как отмечают в литературе, Уполномоченный по правам человека в Московской области тоже вносит свой вклад в оказание бесплатной юридической помощи населению. Состав бесплатной юридической помощи В порядке определения состава юридической помощи, предлагаемой к оказанию на бесплатной основе, стоит обратить внимание на ряд содержательных ее особенностей, выделяемых в современной юридической литературе.

Надо, прежде всего, указать еще раз на то, что юридическая помощь является конституционным правом, содержательное раскрытие которого представляется в нескольких аспектах. Мельниченко, рассматривая содержание конституционного права на юридическую помощь, выделяет три ее вида: Каждая из упомянутых сфер юридической помощи имеет свои особенности по порядку оказания, субъектам, ее оказывающим и получающим такую помощь. Но и в том и другом случае юридическая помощь при защите прав и свобод является основной и предполагаемой к оказанию в порядке исполнения Закона о БЮП.

Профилактический характер юридический помощи позволяет выделить в ней два уровня: Если задачей первичной профилактической юридической помощи является предупреждение проблемных правовых ситуаций, то вторичная профилактическая юридическая помощь преследует цель выявить проблемную ситуацию на раннем этапе ее развития, облегчить степень ее негативного влияния.

Юридическое консультирование рассматривается также как форма юридической помощи, но представляющая собой процесс взаимодействия субъекта оказания и субъекта получения по поводу проблемной правовой ситуации с целью выявления возможных правовых путей ее решения и их последствий, уяснения путей и способов реализации выбранного решения. При этом случаи и порядок представления интересов определяются Законом о БЮП, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Следует учесть, что законодатель называет только основной перечень видов юридической помощи, который остается открытым, поскольку такая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством видах.

Общее правило Закона определяет, что все виды бесплатной юридической помощи могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование. Исключение из общей нормы могут составлять положения иных федеральных законов, в том числе касающиеся установления дополнительных квалификационных требований к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях ст.

Категории граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь Круг лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, определен статьей 20 Закона. Стоит отметить, что ранее в целях обеспечения доступности бесплатной юридической помощи предлагалось на законодательном уровне расширить перечень категорий лиц, имеющих право на получение указанной помощи, дополнив его безработными; сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; многодетными семьями; инвалидами III группы; ветеранами боевых действий; гражданами, пострадавшими от политических репрессий, воздействия радиации; лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

В определенной мере данные пожелания учтены законодателем, и в состав лиц, имеющих право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, отнесены следующие категории граждан: Представляется необходимым обратить внимание на некоторые аспекты получения юридической помощи отдельными из перечисленных выше категорий граждан.

На основании пункта 4 ч. Следует внести некоторую ясность в практическое применение данной нормы. Учитывая, что пункт 4 ч. Естественно, что в этом случае представитель не рассматривается в качестве непосредственного получателя юридической помощи, поскольку передаваемая ему информация юридического характера направлена в конечном счете на защиту несовершеннолетнего. Стоит заметить, что категории лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, ограничиваются, как правило, российскими гражданами, поскольку Закон в своих положениях умалчивает об иностранцах и лицах без гражданства.

Непосредственно Закон оговаривает оказание юридической помощи бесплатно, если это предусмотрено федеральными законами и международными договорами Российской Федерации п. Соответственно, исключением для указанных категорий лиц являются только, пожалуй, случаи уголовного преследования, то есть если лицо является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу или выступает ответчиком по гражданскому делу и его местонахождение неизвестно, либо это несовершеннолетний, содержащийся в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, либо лицо поступило на военную службу по контракту по ограниченному кругу вопросов.

В связи с этим надо принять во внимание и своевременно высказанное мнение об активности миграционной политики нашей страны, когда иностранные граждане все чаще и чаще прибывают в Россию и вступают в правоотношения трудовые, семейные, авторские, гражданско-правовые и т. Тем самым закрепляется, хотя и не явно, политика "двойных стандартов" в отношении российских коренных граждан и переселенцев, в первую очередь нуждающихся в поддержке и защите со стороны государства.

Обсуждение

Государственные юридические бюро В ряде стран в рамках реформы системы оказания бесплатной юридической помощи фактически произошло разделение на государственную и негосударственную составляющую в ее организации. Однако некоторые государства воспользовались государственной моделью. Созданными в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Правительства РФ от Причем такую помощь то есть оказываемую в государственных юридических бюро , по мнению В. Панченко, нельзя назвать безвозмездной. С этим, полагаем, следует согласиться, поскольку в рамках последовательно издававшихся Правительством РФ Постановлений от Попутно отметим, что действия законодателя в целом также решили проблему конституционности правовой основы создания государственных юридических бюро.

В литературе справедливо указано: Статистика отмечает достаточно положительные показатели деятельности бюро по оказанию различных видов юридической помощи малоимущим категориям населения, основной контингент которых составляют пенсионеры, безработные, инвалиды, работники бюджетной сферы.

Удивительно, но факт! Субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:

В целом деятельность государственных юридических бюро была признана успешной и в свое время была учтена при разработке концепции федерального законопроекта "О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", разработанного Минюстом России по поручению Президента РФ и внесенного в г. Можно привести и конкретные цифры практики обращения в государственные бюро Московской области за предоставлением юридической помощи в г. В этот период в госюрбюро обратились человека из 65 муниципальных образований.

Помощь оказана заявителям, было отказано, в основном по причине отсутствия каких-либо документов, подтверждающих их личность и статус. Государственные юридические бюро оказывают все предусмотренные законом виды бесплатной юридической помощи и могут быть только юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ п.

Персонал государственных юридических бюро пытается достаточно активно осуществлять свои функции, что наглядно демонстрируется в некоторых крупных городах. Так, сотрудники ФГУ "Государственное юридическое бюро по Свердловской области" оказывают бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам в трех городах: Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменск-Уральском, ведут прием граждан в общественной приемной Председателя Правительства РФ, а также на выездных приемах. Тем не менее количественный аспект деятельности юридических бюро уходит в плоскость их качественной составляющей, которую в немалой степени обеспечивает квалификация сотрудников.

Как указано выше, единственным квалификационным требованием сотрудника такого учреждения нашедшим закрепление в Законе является только наличие высшего юридического образования. Впрочем, и ранее то есть еще до принятия Закона о БЮП высказывались сомнения относительно квалифицированности оказываемой юридической помощи, поскольку, за исключением высшего юридического образования, каких-либо требований к сотрудникам госбюро не предъявляется. Вполне понятно, что на практике, возможно, не в подавляющем числе случаев, гражданам приходится испытывать на себе некоторые недостатки юридической работы.

Тем не менее это не мешает иногда указывать на организационные проблемы в системе оказания бесплатной юридической помощи. И в этом аспекте специалисты предлагают некоторые коррективы в использовании финансовых ресурсов: В связи с этим в известной степени можно поддержать точку зрения Ю. Пилипенко, полагающего возможным в системе финансирования бесплатной юридической помощи госбюро выступать в качестве первичных получателей средств, выделяемых из федерального бюджета, и организаторами оказания правовой помощи, привлекая к этой работе адвокатов.

Одновременно выделяя частично денежные средства на организацию бесплатной адвокатуры, госбюро могли бы выполнять контрольно-надзорные функции. В частности, госбюро могут учреждаться для выявления малоимущих, проверки обоснованности обращений граждан, заключения соответствующих соглашений с адвокатами, проверки исполнения адвокатами соглашений, ведения статистики, контроля за своевременной и полноценной компенсацией адвокатам расходов и других организационных и контрольно-надзорных функций.

Примечателен в этом вопросе опыт некоторых стран. Так, в Финляндии действует 65 государственных бюро, в которых работают юридические помощники, а за соблюдением ими профессиональной этики следит Союз адвокатов. В Нидерландах 30 бюро выступают в роли диспетчеров, оказывая помощь лишь по самым простым юридическим вопросам. Их задача в другом: Если да, то его направляют по адресу: В Англии и Уэльсе существует Комиссия по юридической помощи с 15 филиалами как вневедомственный государственный орган.

Она рассматривает заявления граждан по оплате юридической помощи, претензии к качеству такой помощи и заключает контракты с адвокатскими образованиями. При этом, однако, данная система предполагает, что Бюро может заключать соглашения с адвокатами для защиты малоимущих. Итак, система государственного участия в защите малообеспеченных слоев населения практикуется в ряде государств. В частности, государство организует сеть специализированных учреждений для оказания юридической помощи малоимущим по территориальному признаку с полным финансированием оплаты труда сотрудников таких учреждений.

При этом и функции то есть ориентация юридической помощи в учреждениях могут быть различными, что определяет и квалификацию их сотрудников. Например, требования к уровню квалификации консультанта могут быть значительно ниже, чем к лицу, намеревающемуся представлять интересы гражданина в суде. Причем в размежевании статуса участника оказания юридической помощи нередко берется именно образовательный ценз. Так, в Нидерландах к работе в так называемых "окнах юридической помощи" часто привлекаются лица, чье юридическое образование недостаточно для получения статуса адвоката уровень бакалавра.


Читайте также:

  • Закон о защите прав ипотеки
  • Сколько должно быть промиль для лишения прав 2017
  • Договор купли-продажи жилого дома и права аренды на земельный участок
  • Договор переуступки права по договору выполнения работ
  • Лишение права управления транспортным средством рк